[1]Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. [2]И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. [3]Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. [4]Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. [5]И воскресшаго в третий день по Писанием. [6]И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. [7]И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. [8]И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. [9]Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. [10]Исповедую едино крещение во оставление грехов. [11]Чаю воскресения мертвых, [12]и жизни будущаго века. Аминь.
Пояснения к Символу веры
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
«Бог есть Личность. Не абстрактная духовная субстанция, пребывающая вне нашего мира, но Личность, обладающая вполне конкретными качествами… Бог есть Личный Дух, Вечный, Всемогущий, Вездесущий, Праведный и Любящий… Бог есть Источник Жизни. Он – Творец Вселенной, так как мир существует постольку, поскольку Бог определил ему быть».
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
«Слово Божие и учение Церкви свидетельствуют о том, что Бог Отец предвечно рождает Бога Сына. «Предвечно» – значит вне времени, всегда. Истина предвечного, вневременного рождения Сына непостижима для человеческого сознания. Путём наших несовершенных аналогий попытаемся прикоснуться к этой тайне. Мы знаем, что человеческая мысль порождается разумом. Мысль и разум нераздельны. Мысль есть производная разума, отражающая в себе его силу и сущность. Рассуждая о превечном рождении Сына Божия Богом Отцом, можно прибегнуть к уподоблению их мысли и разуму, – с той, однако, поправкой, что Сын Божий в полной мере являет в Самом Себе природу Бога Отца».
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
«Сам Бог вступает в поток человеческой истории, вочеловечивается, соединяя в личности Иисуса Христа Свою Божественную природу и свободу с человеческой природой и свободой. В Иисусе Христе Божественное и человеческое объединяются для совместной борьбы с грехом и диаволом, ради возвращения в рай всего человеческого рода, ради спасения людей».
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
«Претерпевая Крестные муки, Господь проливал Свою кровь и отдавал Свою жизнь за грехи всего человеческого рода, но прежде всего – во искупление первородного греха, совершённого на заре истории… Вольной жертвой Спасителя была искуплена древняя вина Адама и Евы, восстановлено утраченное ими сыновство человека по отношению к Богу и вновь дарована всем людям жизнь вечная.
Спаситель добровольно сошёл в бездну человеческого страдания, достигнув самого дна. И потому ныне Он со всеми, кто терпит муки. И, дабы непереносимые страдания не раздавили человека, Христос разделяет их с ним».
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
«Воскресение – часть Божия плана о человеке, достояние всех людей. И как Христос воскрес из мертвых, так воскреснет и каждый из нас. За смертью непременно следует воскресение. Доказательством этого служит Воскресение Спасителя. Путь жизни, предначертанный Богом для каждого человека, включает в себя воскресение. А это значит, что смерти нет».
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
«Вознесение Господне есть Слава некогда поверженного, но затем воскресшего и победившего зло Спасителя. Вознесение – замечательный символ торжества Правды Божией, знак победы Христа над грехом.
Но Вознесение – ещё не заключительный акт истории спасения.
Два мужа, представшие апостолам, предуведомили их о том, что Господь вновь придёт в мир, – так же, как ныне вознёсся в Славе. И только тогда, при конце человеческой истории, дело спасения будет завершено».
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
«Наша самая главная ценность – это и есть ожидание Воскресшего, и не только во втором и страшном пришествии. Это ожидание Воскресшего должно наполнять нашу жизнь, потому что каждый в конце своего земного бытия, переходя от жизни сей к жизни вечной, увидит своими глазами Христа Воскресшего и Ему даст отчёт о своей жизни – так же, как всё человечество и весь мир дадут отчёт о своей истории Сыну Божьему, когда Он, по слову ангелов, так же явится миру, снизойдя с неба, снова выйдя из Божественной жизни небесной в жизнь земную, для окончательного суда над родом человеческим».
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
«Святой Дух – это Бог, пребывающий в человеческой истории, но особым образом. Святой Дух пребывает в Церкви. Сила воздействия Духа Божьего на Церковь заключается в том, что Он таинственно для нас, мистически, непознаваемо, но реально делает Церковь продолжательницей дела Спасителя; членов Церкви – соучастниками всего того, что Господь совершил».
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
«Силой Святаго Духа в Церкви, в общине веры, совершается Таинствоа спасения. В этой общине силой Святаго Духа актуализируется всё то, что совершил Христос; оно становится реальным, действенным для каждого человекам вне зависимости от времени и места его жизни. Силой Святаго Духа таинственно мы соприкасаемся в Таинстве Церкви, в Таинстве Святой Евхаристии с небесной, Божественной жизнью. Ещё будучи здесь, на земле, мы прикасаемся Божественного Царства.
Пребывать в Церкви означает пребывать в вере, в общении с Богом силой Святаго Духа, в творении Божией правды, в жизни по закону Божиему – в той жизни, к которой Господь призвал всех нас».
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
«Средоточием жизни Церкви Христовой являются святые Таинства. Участвуя в них, человек вступает в самое тесное общение с Господом, духовно обновляя собственное естество. И этот дар, эту преображённую жизнь Церковь предлагает всем «ближним и дальним», созидая храмы, где присутствует Божия благодать, и выходя из них навстречу людям».
11. Чаю воскресения мертвых.
«Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается чёрная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет – за ней – свет воскресения. И Христос показал и доказал нам это».
12. И жизни будущаго века. Аминь.
«Всем открыт доступ в это Царство. Для каждого распахнуты двери брачного пира, и это Царство начинается здесь, на земле, хотя его полное осуществление связано уже с иной реальностью: концом человеческой истории».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
|