(по Добротолюбию)
См. ниже: Фоторяд
ПОСТ
В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили и предали на помощь нам и как благодеяние душам нашим ещё нечто большее и высочайшее – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, апостолы освятили нам из трёхсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой четыредесятницы. Бог дал сии святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, – он очистился от грехов, которые сделал в продолжении всего года. Так душа его освободится от тяготы, и таким образом он очищенным достигнет святого дня Воскресения и неосужденно причастится Святых Таин, сделавшись чрез покаяние в сей святый пост новым человеком. Таковый в радости и веселии духовном, при помощи Божией, будет праздновать всю святую Пятидесятницу, ибо Пятидесятница, как говорят отцы, есть покой и воскресение души; сие и означается тем, что мы во всю святую Пятидесятницу (от Святой Пасхи до Троицы) не преклоняем колен.
Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком. Также должно поститься и глазами, то есть не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит святитель Василий Великий, постом благоприятным,удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Таин.
Прп.авва Дорофей
Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным; так и будучи измождено чрезмерным воздержанием, соделывает созерцательную часть души унылой и несловолюбивой (неохочей рассуждать). Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепостью тела: когда оно здорово – утеснять его, сколько потребно, к когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы, хотя телесными трудами, очищалась надлежаще и душа.
Когда при приходе каких-либо братий, или какого-либо странника тщеславие, пользуясь сим случаем, придёт в движение и, надымая нас своим ядом, станет подстрекать не нарушать своего о пище устава; тогда наипаче благопотребно послабить несколько меру обычного пищеприятия. Ибо, таким образом, и беса отошлём от себя с оплакиванием безуспешности своего покушения, и закон любви рассудительно исполним, и тайну воздержания нашего чрез послабление его сохраним невыказанною.
Пост как орудие, благоустрояющее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не пред Богом. Почему подвижникам благочестия не должно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели.
Блж.Диадох
Разорви узы содружества с телом и не давай ему, рабу, ничего, кроме крайне необходимого.
Избегая чревоугодия, блюдись от человекоугодия, желтизну лица своего показать ухищряющегося.
Прп.авва Фалассий
Иные о входе яств внимательную блюдут осторожность, а об исходе словес не радят. Таковые, по Екклезиасту, не умеют исторгать гнев из сердца и похоть из плоти (Еккл. 11, 10), чем сердце чисто созидается от обновляющего нас Духа Святого.
Пусть чрево твоё горит от скудости яств и сердце утесняется воздержанием языка; – и твои силы – вожделевательные и раздражительные – всегда будут у тебя находиться в услужении добру.
Илия Екдик
Мерное воздержание необходимо и для тех, кои прошли за средину подвигов и простираются к области высшего созерцания. Оно – мать здравия, друг целомудрия, сотоварищ смиренномудрия (от беспорядочной и неровной диеты у многих часто рождаются болезни).
Прп.Симеон Благоговейный
Скудно питаемое тело – добре объезженный конь, который никогда не сбросит всадника. Пресыщение пищею питает помыслы, а упившийся напоевает сон мечтою. Начало плодоносия – цвет, а начало деятельной жизни – воздержание.
Прп.Нил Синайский
Давай телу столько пищи, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек и один раз ест в день, но безрассудно, то какая ему от того польза? За многоядением следует брань блуда, – и враг после него отягчает тело сном, чтобы осквернить его.
Прпп.Варсануфий и Иоанн
Что пламень огненный в сухих дровах, то и тело при наполненном чреве.
Прп.Исаак Сирин
Один и тот же час всегда установи для принятия пищи и принимай её для подкрепления тела, а не для услаждения.
Прп.Антоний Великий
ДОБРОДЕТЕЛИ
Восприимем попечение о спасении души, ибо это есть «единое на потребу» (Лк. 10, 41). Требует своего попечения и тело, но не много, ибо душа всего выше.
Состоишь из души и тела и давай душе – душевные снеди, а телу – телесные. «Не дай душе умереть, но питай её» словом Божиим, псалмами, пением и песнями духовными, чтением душеспасительных писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждою и помышлениями о будущих благах. Всё сие и подобное сему есть пища и жизнь для души.
Прп.Ефрем Сирин
О СОВЕСТИ
Всяким хранением храни, брате совесть свою чистой и в мыслях, и в словах, и в делах, да будет она всегда безукоризненна и никогда да не осуждает, и не грызёт тебя ни за что. Если будешь так делать, она большую приобретает у тебя силу и во внутреннем твоём, и во внешнем действовании и, став госпожою над всем, станет добре править твоею жизнью. Чистая совесть и жизнь твою сделает безукоризненною: ибо тогда она будет чутка и сильна на добро против зла. Она – закон, Богом начертанный в сердцах людей, в освещении путей их и в руководство во всём достодолжном, как учит апостол Павел, называя её делом законным, написанным в сердцах (Рим. 2, 15); основываясь на чём, святой Нил такой даёт каждому урок: «Во всех делах твоих, как светильником, пользуйся руководством совести».
В четырёх отношениях должно тебе блюсти совесть свою безукоризненной: 1) в отношении к Богу, 2) к себе самому, 3) к ближним и 4) ко всем вещам, кои в руках у тебя.
Всё это ведомо; напомню, однако ж, тебе главнейшее. – В отношении к Богу – пребывай в памяти Божией и ходи в присутствии Божием; сознавай себя носимым и хранимым силой Божией и ведомым к тому концу, для которого Он воззвал тебя к бытию; и себя, и всё своё посвящай на служение Богу и во славу имени Его; в Нём живи, на Него уповай и Ему предай участь свою и временную, и вечную.
В отношении к себе самому – будь справедлив к себе и каждой части своего естества отдавай должное: дух твой, ищущий Бога небесного и вечного, да властвует над душою и телом, которых назначение устроять временную жизнь; душа, подчиняясь внушениям духа, выю ума да подклоняет богооткровенной истине и ею освещает всю область своего ведения, – волю да держит в порядках заповедей Божиих, не давая ей, в противность им, уклоняться к своим похотениям, – сердце да учит находить вкус только в вещах божественных и в том, что носит отпечатки и служит выражением божественного, – и в сем духе да ведёт свои дела и порядки житейские и общественные; телу давай нужное и, соблюдая в сем строгую мерность, имей законом – никогда ни в чём не творить плоти угодия в похоти (Рим. 13, 14). Храня сие, будешь добрым правителем себя самого и истинным себе благодетелем.
В отношениим к ближним – чти всех, как образы Божии, всем благожелай и благодетельствуй по силе; пред всеми смиряйся и всем угождай в пределах добра, радуйся с радующимися и соскорби скорбящим, никого не осуждай и не уничижай, даже в мысли и чувстве, от ищущих у тебя совета и вразумления не скрывай истины, когда знаешь; сам же в учителя никогда никому не навязывайся, паче же всего блюди мир и согласие со всеми, с готовностью на всякие для того со своей стороны жертвы, и всевозможно избегай соблазнить кого.
В отношении к вещам – почтительно относись ко всем, как творениям Божиим; какие Бог даёт тебе во владение, храни и употребляй во славу Божию, – будь всякою меной их доволен и благодари за них Бога, – ни к чему не пристращайся и на всё смотри, как на способы и орудия внешние, чтобы свободно распоряжаться ими и не иметь препон в добрых начинаниях своих, – не допускай в себе почивания на них, как на хрупких опорах, не хвались своими, не завидуй чужим, не скупись и не будь расточителем не на доброе.
Всё сие исполнять каждодневно всякому приходится в том или другом виде, чуть не на каждом шагу. Если так добре будешь жить; добрую будешь иметь и совесть, подражая святому Павлу (Евр. 13, 18).
Старец Никодим Святогорец
ПОКАЯНИЕ
Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать более тех грехов, в коих каемся и в коих обличает нас совесть; доказательством же удовлетворения за них с нашей стороны и их нам прощения служит изгнание из сердец наших и самого сочувствия к ним.
Прп.Иоанн Кассиан
«Некто был спрошен: что есть покаяние? И ответил: оставление прежнего и печаль о нём», также – «сердце сокрушенное и смиренное».
Когда человек, памятуя прежние грехи свои, наказывает себя, тогда Бог благоволительно взирает на него. Бог радуется, что за уклонение от пути Его сам человек наложил наказание, что служит знаком покаяния. И чем более принуждает душе своей, тем более приумножается Богом благоволение к нему.
Покаяние есть вторая благодать и рождается от веры и страха; страх же есть отеческой жезл, управляющий нами, пока не достигнем духовного рая благ: после чего он отходит от нас.
Смрадное море между нами и мысленным раем можем мы перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если гребцы страха не правят кораблём покаяния, на котором по морю мира сего преходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх его кормчий; любовь же – божественная пристань. Страх вводит нас в корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводит к божественной пристани, которая есть любовь. К сей пристани приходят все трудящиеся и обремененные – покаянием. И когда достигаем мы любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш совершен.
Прп.Исаак Сирин
|