Причина установления родительских суббот заключается в том подвиге, в котором пребывают христиане. Если, по учению святого апостола Павла, без любви я ничто, то, значит, и самый подвиг поста, если не будет сопровождаться истинной взаимной любовью, потеряет своё значение, и постящиеся не достигнут своей цели, добродетель потеряет свою силу. Поэтому Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста.
Другая причина заключается в том, что в великопостные дни, кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому Церковь установила особенное моление об умерших в упомянутые дни. Суббота в библейском понимании – это «день покоя», поэтому мы и молимся об упокоении родных и близких в селениях праведных.
Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма богоугодное и полезное.
Святитель Григорий Нисский
Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что ещё позволено бросить верёвку, хотя не всегда достаточно надёжную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными её, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками повреждённой природы, то возносясь божественным желанием, то запутываясь в грубой, ещё не совсем совлечённой одежде земных помышлений…
Святитель Филарет Московский
Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся ещё до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слёзы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учинённые ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит кафолическая и апостольская Церковь.
Из Посланий Восточных Патриархов
Иерей смиренно молит благость Божию, чтобы Он отпустил умершему прегрешения, случившиеся по немощи человеческой, принял на лоно Авраама, Исаака и Иакова, в место «отонюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание», презирая Своим человеколюбием всякий грех, соделанный ушедшим от жизни. Ибо никто не чист от греха, как говорят пророки.
Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский
Плач (по умершим) наполовину облегчает скорбь. Плакать крепко хорошо – сердце умягчается. Поплачьте, а потом и утешения поищите! Смерть – не неожиданное несчастье, а общий всех нас удел. Скорбна разлука, но она не без конца: нынче-завтра и мы туда же пойдём. Скорбна безвестность положения отшедшего, но вера, что отшедший переходит в руки Божии, разгоняет при этом всякий мрак. Об усопшем больше молитесь. Ему паче всего теперь нужна молитва. Молитва – пред Богом ходатаица и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя её, согревая и укрепляя.
…Что отшедшие живы, только другою жизнью, живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам и на нас посматривают, и к нам приходят слышать наши молитвы о них, и о нас молятся, и делают нам внушения, все по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается, – это должно считать положительно верным.
Святитель Феофан Затворник
(Из кн. "Чтение на каждый день Великого поста")
Храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга
|