Величаем Тя, Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим рождество Твое
Рождество Пресвятой Богородицы
21(8) сентября
В городе Назарете жил благочестивый старец из рода царя Давида, по имени Иоаким. Жена его, праведная Анна, происходила из рода первосвященника Аарона. Они достигли глубокой старости, а детей не имели. Неплодие глубоко огорчало праведников, потому что многочадие считалось у иудеев признаком благословения Божия, а на бесчадие все евреи смотрели как на явный знак немилости Божией. Впрочем, святые старцы не теряли надежды и усердно молили Бога о даровании им сына или дочери и дали обещание посвятить родившегося младенца на служение Богу при храме.
Однажды, в один из великих праздников, Иоаким принёс в храм дар Богу для жертвоприношения. И каково же было горе благочестивого старца, когда первосвященник, указывая на его бесплодие, как на признак неблагословения Божия, отказался принять от него дар, как от человека недостойного!
В глубокой печали удалился Иоаким в пустыню к пастухам своих стад и начал усердно молиться, чтобы Господь избавил его от всеобщего поношения и разрешил неплодие Анны. Благочестивая Анна, узнав о том, что произошло с её мужем в Иерусалиме, также предалась неутешной скорби, которая, впрочем, скоро сменилась самою пламенною молитвою к Богу о разрешении её неплодства. И Господь услышал молитву праведных. Почти одновременно явился ангел Господень Иоакиму и Анне и возвестил им, что молитва их услышана, и что Господь дарует им Дочь, от которой благословятся все племена земные. «Ею дастся спасение всему миру, и Она наречется Мариею», – присовокупил вестник воли Божией. Предсказание ангела скоро сбылось. У праведных Иоакима и Анны, к великой их радости и всех их родственников, родилась Дочь, Которую они и назвали Мариею. Она-то впоследствии и удостоена была быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
РАЗМЫШЛЕНИЕ
Пусть этот пример научит нас усердной молитве и глубокой вере в Бога. Иоаким и Анна были в преклонных летах, в таких летах, когда уже нельзя надеяться иметь детей, и особенно им нельзя было надеяться, потому что у них и до того времени вовсе не было детей. И однако же усердная молитва и твёрдая вера, что для Бога всё возможно, сделали то, что у этих святых старцев родилась Дочь, преблагословенная Дева Мария.
Кроме того, из примера праведных Богоотец Иоакима и Анны мы научаемся быть постоянными в молитве, не ослабевать в молитвенном подвиге, быть терпеливыми и покорными воле Божией.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы есть первый по времени в числе двунадесятых праздников и издревле празднуется Церковью, как день всемирной радости, ибо со дня рождения Пречистой Девы Марии, послужившей орудием нашего спасения, избавление рода человеческого от греха, проклятия и смерти чрез искупительные заслуги Сына Божия, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, стало уже близко к роду человеческому: пройдут всего после этого радостного в мире дня (то есть дня рождения Богоматери) несколько десятков лет – и спасение мира будет совершено.
( Из кн. «Воскресение Христово и двунадесятые праздники»)
Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рожает Богородицу и питательницу жизни нашей.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
ВЕРТОГРАД НЕБЕСНЫЙ
Вертограда небесного Лилия,
Райский Цвет на бесплодной земле,
Распростертый средь праха и пыли я
Образ Твой призываю во мгле.
Нимб Твой – звёзд серебристых сияние,
Поступь – облачка лёгкого след.
Днём и ночью Твое одеяние
Дарит солнца немеркнущий свет.
Очи помыслы гонят нечистые,
Лик Твой – отблеск зари на снегу;
Волоса Твои – рожь золотистая,
А улыбки сравнить – не могу!
Мне ли, с силами столь невеликими,
Слить мой стих в славословящий хор
С херувимами пламенноликими,
Сонмов ангельских внять приговор?!
О, Звезда Незакатная, Божия,
О, светильник надмирных высот,
Я кладу у святого подножия
Вместе с песнью души моей гнёт.
Голубица небес ослепительных,
В сферах вечного света паря,
Не забудь наших скорбей мучительных,
О Невеста и Мать Всецаря!
На молитву, к Тебе вознесённую,
Обрати, благодатная, взор
И над Русью, тоской угнетённую,
Распростри Твой златой омофор!
А.Кондратьев
|
ЗА ПРЕСВЯТОЮ ДЕВОЮ
Богоматерь...
Кому из верующих она не близка? Кто из них не замирал, вдумываясь в Её жизнь, Её страдания, Её чудную судьбу и высочайшее значение Её для рода людского? Кто не замирал в неизъяснимых чувствах умиления, изумления, радости?
Всякое совершенство, всякая духовная красота наполняет душу каким-то чудным волнением. Чуткий человек не может остаться спокойным перед зрелищем беспредельного моря, снеговых неприступных горных вершин, торжественного летнего заката, невыразимости звёздного неба.
А кто в человечестве явился совершеннее её; в ком высочайшие черты человеческого духа блистали более ярким и чудным блистанием? Кто излил на род людской более милостей?
Её беспредельное величие, незаходимая слава земной Девы, ставшей орудием таинственного воплощения Божества и венчанной на престол Царицы небес, Её чистота, выше белизны северных вершин, ослепительно ярко сияющих на солнце, царственнее лилии, скромнее белого ландыша, укрывшегося в лесной чаще, изумлявшая ещё в детстве ангелов непорочностью Своею и бесконечно над ангелами превознесённая – Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим – хвала силится вырваться наружу из потрясённого, восхищённого сердца человеческого и не находит слов.
И как хочется тогда, уединившись от людей, в тишине стать, тоже с тишиной сердца, пред ликом Пречистой и стоять так безмолвно, закрыв глаза пред Её непостижимым величием и Её невыразимой святыней - «смущаясь и дивясь».
И хочется тогда думать о всех путях Её жизни, стеречь Её шаги, вспоминать немногие слова, исшедшие из Её молчаливых уст и долетевшие до нас через даль веков.
Встань же и стой пред нами, Дева Пречистая, в сиянии твоего девства и Богоматеринства, в венце Твоего страдания, в лучах Твоего милосердия, заступничества и охраны!..
Рождество Богоматери есть первое из событий земной жизни Пречистой Девы.
И, вот, с этого дня пойдём по стопам Её.
Постараемся в течение года, который лежит между днём воспоминания появления Её в мире и днем преславного Её Успения, пройти верным, любящим и понимающим сердцем за Богоматерью по пути Её.
Войдем в ту храмину «Богоотец Иоакима и Анны», где рождается Она, чтобы стать впоследствии кивотом Нового Завета, стать престолом неприступного Бога и носить «Носящего вся».
Проследим за тихо струящимися благоуханными незримыми днями Её детства...
Постепенно подготовлял Господь ту почву, на которой, как чудный плод тучной нивы, должна была появиться Пречистая Дева. И, конечно, «Богоотцы» Иоаким и Анна были пределом той праведности, до которой могло достигнуть человечество ветхозаветное.
Люди чистой жизни, они отличались чрезвычайною сострадательностью. Все свои доходы они делили на три равные части. Одну предоставляли храму и служителям его, вторую - странникам и бедным, и лишь третью издерживали на себя.
Жизнь их была омрачена великой скорбью. Древние евреи жили мечтою, что явится Искупитель, и всякий надеялся, что будет родоначальником Его, а у праведных Иоакима и Анны не было детей.
Молились они Богу неотступно о чадородии, обещались посвятить Богу дитя. Но прошло уже пятьдесят лет их брака, и все надежды погибли.
Как-то раз, в Иерусалиме, на празднике обновления – Иоаким предложил в храме первосвященнику своё приношение. Первосвященник же заметил, что ему, как неплодному, не подобает становиться рядом с отцами семейств. И соседи его слышали эти слова уничижения. В горе отошёл праведный Иоаким и ушёл к стадам своим; тут стал он плакать.
В этот же день праведная Анна, увидев гнездо с птенцами, сравнила чувство вскармливавшей их и весело порхавшей птицы со своим неплодием. И тут явился архангел Гавриил, утешил её и предсказал, что у неё родится дочь и будет величайшею из жён. По приказанию архангела, праведная Анна пошла к городским воротам, где был Иоаким, ангел же явился и ему с тою же вестью.
Итак, Дева Мария – плод многих слез и горячих к Богу молитв.
Тайною покрыты первые дни Её. Но христианская мысль напрягалась, чтоб представить себе это благословенное младенчество.
На некоторых фресках по стенам наших старых соборов вы увидите «ласкание родителей» – престарелые Иоаким и Анна, держащие Пречистую Деву, или «пир иереев» – сидящие за трапезой священники, которым родители показывают Марию.
А дальше – священная тайна.
Евгений Поселянин
(из книги «На молитве»)
Материалы раздела:
|