«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:10–12). «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2:15).
См. ниже: Фоторяд
Мы, столь долго и многократно уже призываемые к прославлению рождающегося Христа, ведомые звездой веры, дошли ли до своего Вифлеема и видели ли глагол сей бывший, о чем возвестил нам Господь? Но как можно нам дойти до Вифлеема, – скажут те, которые не имеют ни простосердечной веры пастырей вифлеемских, ни мудрости волхвов, пришедших с востока? А разве можно нам, христиане, оставаться в большем удалении от родившегося Спаса нашего, нежели языческие мудрецы, и в большем неведении о Нём, нежели пастыри, общающиеся только с несмысленными? Конечно, Христос и в наше время нисходит с небес и в такой близости к нам, что мы, подобно пастырям или волхвам, без опоздания можем поспеть на место Его Божественного явления. Дойти до Вифлеема или, больше того, соделаться Вифлеемом должна каждая христианская душа. Бог хочет во всех нас «явити Сына Своего» (Гал. 1:16) посредством нашего благодатного рождения.
В Евангелии мы видим два пути к рождающемуся Христу: путь волхвов и путь пастырей. Путь волхвов есть путь света и ведения, управляемый ясным знамением звезды, которую они видели на востоке и которая предводила их до Иерусалима и Вифлеема. Путь пастырей есть путь тайны, путь веры, который по кратковременном осиянии славою Господнею совершается ночью, без руководителя и не обеспечивается никаким знамением, кроме знамения Младенца повита, лежаща в яслех. Бог умалил Себя пред Ангелами Своим человечеством, Своим младенчеством пеленами. И блажен, кто благоговеет перед яслями Богочеловека так же, как и пред Престолом Его Величествия, кто, повергаясь пред ними, видит их над собою в такой же высоте, как небо! О, Иисусе младенствующий! Как трудно нам сократиться в сию скудную меру твою! Мы любим не смиряться с Тобою, но расти в себе самих, – расти своемудрием, расти вожделениями, расти ложною славою. Поспешим, христиане, проходить нелёгкий и многотрудный путь веры, дабы свет судного дня внезапно не ослепил нас, встретим любовью Христа, нисходящего с небес, дабы Он встретил нас милосердием, восходящих на небо.
* * *
В первые века христианства Рождество не было тем Праздником, которым является сегодня. Изначально христиане имели единый праздник Богоявления, где вспоминали сразу три евангельских события: Рождество, поклонение волхвов и Крещение Спасителя. И только в IV веке Рождество и Крещение разделили по разным дням. Но и сегодня эти два праздника объединены периодом святок, где Церковь нас призывает хранить себя в в чистоте и святости, дабы достойно нам встретить праздник Крещения Господня и вновь обновиться в водах Иорданских. Аминь.
Храм свв. мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине.
Использованы материалы Слова на Рождество Христово (1812 г.)
митрополита Московского Филарета (Дроздова)
|